Круглый стол по вопросам детской литературы состоялся г. Павловске
14 ноября 2016 г. в рамках районного этапа Региональных Рождественских образовательных чтений Царскосельского благочиния в храме равноапостольной Марии Магдалины г. Павловска состоялся круглый стол, посвящённый вопросам детского чтения на тему: «Современный круг детского чтения как отражение уроков столетия. Рекомендательный библиографический обзор».
Ведущая – Анна Вацлавовна Годинер, историк-архивист, исследователь детского чтения. А.В. Годинер двадцать с лишним лет работала в детских издательствах. В течение 12 лет с начала девяностых была главным редактором издательства «Два Слона», где разработала программу издания книг «Семейная библиотека». После этого работала в издательстве Центр «Нарния».
Состоялся живой диалог с участниками встречи, библиотекарями, учителями литературы, родителями и старшеклассниками. В ходе диалога участникам встречи были показаны две презентации. В них были представлены самые интересные детские и подростковые книги отечественных авторов, вышедшие за последние 15-16 лет. Это были книги писателей разных времен - с конца XIX века до наших дней.
Были названы имена современных авторов, чьи произведения, несомненно, заслуживают внимания (Юлия Никитична Кузнецова, Тамара Витальевна Михеева, Анастасия Строкина, Нина Дашевская и др.) Многие современные книги затрагивают болезненные для ребёнка темы: развод родителей, смерть близкого человека. Такие книги необходимы сегодня и детям, и взрослым. Они не только честно и искренне говорят о «болезнях» нашего общества, но и подсказывают, как родителям при разводе избежать непоправимых ошибок, травмирующих ребенка; учат их, прежде всего, думать о его душевном состоянии. Современные книги также много говорят и об «особых» детях, детях-инвалидах, об отношении общества к ним. И это тоже очень актуально, от этих книг тоже зависит, как наши дети будут относиться к «особым»: с пониманием и милосердием, либо отстранённо и брезгливо…
Далее были отмечены книги прежних лет, которые востребованы читателями и потому регулярно переиздаются. К примеру, книги дореволюционных детских писателей (таких, как Клавдия Владимировна Лукашевич, Лидия Алексеевна Чарская, Евгений Николаевич Опочинин, Василий Акимович Никифоров-Волгин, Николай Семёнович Лесков, Василий Петрович Авенариус и др.) Также были выделены детские книги, впервые изданные в 20 – 30-х годах ХХ века (Александр Иванович Введенский, Михаил Михайлович Зощенко и др.). Было сказано и о писателях 60 – 70-х годов ХХ века, подаривших читателям прекрасные истории (Геннадий Михайлович Цыферов, Татьяна Константиновна Макарова, Радий Петрович Погодин и др.) Все эти книги в наше время уже не раз обрели «вторую жизнь».
И независимо от времени написания все эти книги объединяет то, что они - о человеческих отношениях, о духовном возрастании героев в различных испытаниях, об обретении истинных человеческих ценностей на жизненном пути.
При этом, безусловно, книги отражают и особенности того исторического времени, в которое они были написаны. За последние 100 лет на долю России выпали тяжелейшие испытания – годы Гражданской и Великой Отечественной войн, тяжелое предвоенное и многотрудное послевоенное время, нелёгкие 90-е. И у каждого времени были свои испытания на человечность, великодушие, доброту – всё это должно быть известно и понятно нашим детям, об этом и говорят с ними книги.
Рекомендуя детям и подросткам добрые умные книги, А. В. Годинер не только представляла авторов и книги, но обращала внимание слушателей на самое главное - что хочет сказать юному читателю автор, где между строк прячется то добро, которое пригодится детям на их жизненном пути.
Читая такие книги, знакомясь с их героями, ребенок и подросток могут научиться уважать вечные человеческие ценности: любовь и дружбу, доброту и сострадание, великодушие и честность, мужество и смелость, а это значит - научиться быть Человеком в любых, даже самых трудных обстоятельствах.