Официальный сайт Пушкинского благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии

История Знаменской церкви

Предшествовавшие постройки

После приписки Сарской мызы и прилегающих к ней селений к «комнате её царского величества», население этой местности стало увеличиваться. Уже в 1715 году сюда были перевезены 200 дворов из семейных и зажиточных крестьян. А ещё в марте 1713 года в мызу направили священника с диаконом и причетником. Богослужение совершалось в походной церкви Екатерины I, которая располагалась в палате построенного в 1710 году деревянного дворцового строения до возведения отдельного храма.

Однако эта церковь не могла обслуживать всех жителей мызы, и в 1714 году начинает строиться отдельный храм. Он возводился в березовой роще (ныне Лицейский садик). Работы были окончены к осени. Освящение произошло 2 (13) ноября 1716 года в присутствии императорской семьи в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Уже через год после освящения для возрастающего в Сарской мызе и вокруг неё православного населения и эта церковь оказалась недостаточной, и поэтому в 1717 году к западу от Успенской было повелено построить новую деревянную на каменном фундаменте церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Строительство храма закончили ещё в 1723 году, но лишь 6 (17) августа 1724 года его освятили. Освящение происходило с особенной для того времени торжественностью[1].

По причине освящения новой церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы Сарское село стали называть Благовещенским, однако это название не прижилось и уже через полтора месяца к нему вернулось прежнее. Недолго простоял и храм: 24 июня (5 июля1728 года он сгорел до основания от молнии. Походная церковь была спасена.

до 1918 года

Место сгоревшей Благовещенской церкви пустовало 6 лет, до 1734 года, когда цесаревна Елизавета Петровна, владелица Сарского села, повелела построить новый храм, расширив фундамент, оставшийся от погибшей постройки. Для этого был приглашен архитектор И. Я. Бланк; известно, что в строительстве участвовал и М. Г. Земцов. Закладка церкви состоялась в середине мая. 6 (17) июля 1736 года были освящены два придела: правый — во имя святой великомученицы Екатерины, и верхний — святителя Николая Чудотворца. В 1742 году Знаменская церковь была уже в состоянии поместить всех жителей села. Об этом говорит тот факт, что стоявшая рядом Успенская церковь 29 сентября (10 октября) была перенесена на кладбище за ручей Вангази[2]. В 1745 году Елизавета Петровна приказала устроить вокруг церкви рощу с дорожками.


 
Фото 1900-х годов

Через два года, в 1747 году, храм был окончен. В середине мая, незадолго до полного освящения храма, в Сарское село крестным ходом, длившимся 3 дня, была перенесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Знамение» (Царскосельская). В шествии участвовала сама Елизавета Петровна, неся иногда образ на руках. После того как икону переместили в Знаменскую церковь, она стояла над царскими вратами главного иконостаса.

8 (19) сентября 1758 год, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в церкви произошёл случай, который описывает Екатерина II в своих записках. В этот день стала публично известной неизлечимая болезнь Елизаветы Петровны, долго скрываемая от народа. Императрица во время литургии, почувствовав себя плохо, вышла на паперть. Оказавшись на свежем воздухе, она на глазах толпы упала в обморок, после которого несколько дней не могла оправиться и даже временно лишилась языка

Первоначально в храме было четыре придела: главный — в честь иконы Божией Матери «Знамение»; правый, южный, — святой великомученицы Екатерины; левый, северный, — святых праведных Захарии и Елисаветы; верхний, над притвором, — святителя Николая Чудотворца.

При Екатерине II, в 1772 году, к храму было пристроено парадное крыльцо с балконом на четырёх мраморных колоннах. В орнамент решетки включен вензель «Е II». Обычно после переезда весной в Царское Село, ежегодно 9 (21) мая, императрица присутствовала при священнослужениях в Знаменской церкви. На этом балконе императрица слушала литургию. Здесь для неё устанавливался навес на двух шестах для защиты от дождя. В этот период существовал и специальный помост для перехода в церковь из дворца. В 1785 году императрица поручила Д. Кваренги составить проект сооружения каменной надвратной колокольни при входе на территорию храма. Однако в 1789 году колокола были переправлены на деревянную колокольню, сооруженную над храмом. К 1817 году колокольня обветшала и на её месте, по проекту Л. Руска, построена новая, также деревянная.

Изначально Знаменская церковь состояла в придворном ведомстве, позже переходила сначала в ведение епархиального (1805 год), затем военного (24 октября (5 ноября1840 года, с припиской к Лицею), а после этого снова епархиального (27 марта (8 апреля1842 года) и придворного ведомств (19 [31] октября 1845 года, как приписную к дворцовой Воскресенской церкви).

Когда церковь была передана в придворное ведомство, то, в отличие от дворцовой, она называлась «Малой придворной Царскосельской церковью». В ней проходили богослужения круглый год, исключая дней от Великого Четверга до первого дня Пасхи. 16 (28) февраля 1859 года при храме был утвержден постоянный хор певчих.

К 1865 году прекратились службы в верхнем приделе святителя Николая Чудотворца, и он был закрыт. Его престол и иконостас передали в Павловск, в Николаевскую церковь. На месте алтаря были устроены новые хоры (до этого они находились на устроенном в 1736 году балконе за восточной стеной придела внутри храма). В результате перестроек под руководством архитектора А. Ф. Видова внешний вид церкви изменился: были построены тамбура к главному входу и входу в ризницу, примыкавшую с северо-восточной стороны к главному алтарю; прорублены окна; изменены формы купола и колокольни.

В 1891 году, ввиду своих малых размеров, были упразднены и два боковых придела. Ещё, спустя год, их иконостасы передали в Реконскую Троицкую пустынь Новгородской губернии, а на их месте устроили киоты для икон: Казанской Божией Матери и чудотворной Божией Матери «Знамение». В 1899 году вся церковь была капитально ремонтирована по проекту С. А. Данини; кроме постройки «покоя для высочайших особ» с отдельным подъездом, расширена часть храма у входа. Храм в плане изменился на прямоугольный. Внутри церковь была облицована искусственным мрамором. Через год в здании устроено электрическое освещение.

1918—1991

После Октябрьской революции, в 1918 и 1924 годах, в храме произвели ряд ревизий, в результате которых количество ценностей заметно уменьшилось. К началу Великой Отечественной войны Знаменская церковь осталась единственной действующей в городе. 17 сентября 1941 года немецкие войска заняли город Пушкин, в октябре депортировали певчих церковного хора. Настоятель храма, протоиерей Феодор Забелин, жил в нём до 12 августа 1942 года. Фашисты, эвакуируя из города гражданское население, разрешили верующим вывезти Знаменскую икону. Она оказалась в Латвии и после войны была доставлена в Ленинград, где митрополит Ленинградский Григорий передал её в храм Ленинградской духовной академии. К этому времени Знаменская церковь числилась закрытой: после освобождения г. Пушкин она не была возвращена верующим. В 1946 году здание поступило в ведение Центрального хранилища музейных фондов и использовалось как книжный склад.

В 19601962 годах произошла масштабная внешняя реставрация под руководством архитектора М. М. Плотникова. В процессе реставрации храму был возвращен первоначальный вид XVIII века. Внутри храма были устроены межэтажные перекрытия, в бывшем правом приделе — туалетная комната. После работ в здании Знаменской церкви размещались реставрационные мастерские Екатерининского дворца.

после 1991

В 1991 году храм был передан Русской православной церкви в плачевном состоянии: здание было практически лишено фундамента, приделы отходили от главного нефа. 10 декабря 1991 года в Знаменской церкви прошла первая литургия.

В 1995 году в Знаменской церкви началась реставрация, закончившаяся через 15 лет.

Новые публикации

СВЯТАЯ ПАСХА

Мы поем Христово Воскресение, и вот только что словами святого Иоанна Златоустого мы провозглашали победу жизни над смертью: Где, ад, твое жало, где, смерть, твоя победа? Воскрес Христос - и ни один мертвец не остался в гробе... А вместе с этим мы видим собственными очами, мы слышим страшные вести о том, что смерть все еще косит вокруг нас, что умирают ближние, умирают молодые, умирают дорогие - где же это благовестие о победе жизни? 

 

Подробнее...

Церковный календарь

 

Новости епархии

Архив видеоматериалов