Новости благочиния
30 лет со дня возобновления богослужений в Знаменской церкви Царского Села.
10 декабря в день празднования иконы Божией Матери "Знамение" исполнилось 30 лет со дня совершения первой Божественной Литургии в Знаменской церкви Царского Села после ее возвращения Русской Православной Церкви.
Церковь, построенная по повелению императрицы Елизаветы Петровны – старейшее сооружение Царскосельского дворцово-паркового ансамбля и первое каменное здание Царского Села.
Находясь в юности более десятилетия в опале, под постоянным страхом ареста или тайной расправы, цесаревна Елизавета в своём уединении в Царском Селе уповала лишь на помощь Заступницы перед иконой Знамения Божией Матери. Образ этот - величайшая национальная духовная святыня - был дарован царю Алексею Михайловичу константинопольским патриархом св. Афанасием еще в 1653 году и с тех пор считался родовой иконой дома Романовых. Этим святым образом благословил Елизавету её великий отец, находясь уже на смертном одре.
Елизавета, получив икону, прониклась особенным к ней почтением. Пред восшествием своим на престол, 24 ноября 1741 г., когда приверженцы Елизаветы уговаривали ее произвести дворцовый переворот, арестовать правительницу Анну Леопольдовну и
малолетнего императора Иоанна VI Елизавета долго – 2 часа – молилась пред этой иконой, прежде чем решилась поехать в «Съезжую избу» Преображенского полка и поднять восстание.
Быстрый успешный исход предприятия, доставившего ей престол, набожная императрица предписала не одним усилиям своих сторонников, не случайной счастливой удаче, но прежде всего божественной помощи, что выразилось с ее стороны в целом ряде действий.
Прежде всего, манифест о восшествии на престол был обнародован 27 ноября (10 декабря по новому стилю), в день празднования иконы Знамения. Затем она украсила икону Знамения окладом, велела написать по сторонам иконы лики св. Алексия, человека Божия и апостола Петра», имена которых носили первые обладатели иконы: дед и отец Елисаветы, а в середине - праведных Захарии и Елисаветы, в честь собственного дня Ангела.
В 1734 году она поручила архитектору Ивану Бланку соорудить во имя этой иконы небольшую каменную церковь вблизи своего дворца в Царском.
Здание церкви имеет типичные для барочных построек фасады, западный из которых украшен легким четырехколонным портиком, несущим балкон. Невысокий граненый купол и ажурная колокольня со шпилем придают церкви некоторую декоративность.
Внутри храм делится на три нефа – средний и два боковых. Впоследствии, в течении XIX века, церковь неоднократно достраивалась и перестраивалась.
Пред освящением церкви Знамения в Царском Селе императрица повелела торжественно перенести в нее из Санкт-Петербурга, из дворца, св. икону Знамения. Перенесение это происходило в половине мая 1747 года. Оно продолжалось три дня с остановками на пути, которые были, вероятно, в Средне-Рогатском и Пулковском дворцах и сопровождались величественным крестным ходом столичного духовенства и
множеством народа. По принесении иконы в церковь, икона, по указанию Елизаветы, была поставлена вверху иконостаса, прямо над Царскими вратами, поверх изображения Тайной вечери, и долгое время, больше 80 лет, оставалась на этом месте.
В 1771 г., в ноябре, пред иконой совершались торжественные молебны об избавлении Царского Села от чумы. Моровая язва не коснулась пределов города и скоро совершенно прекратилась.
12 мая 1820 г. случился большой опустошительный пожар, который совершенно уничтожил всю внутренность Лицея и часть дворца. Раздуваемое сильным ветром, пламя грозило и Знаменской церкви. Чудотворная икона Знамения Божией Матери была снята со своего места поверх Царских врат, и вынесена из храма, причем была обращена ликом к пожару. Молитва веры не посрамила: ветер, несший пламя на
Знаменскую церковь, точно повинуясь неведомой силе, мгновенно переменил свое направление и начал стихать, после чего огонь стал слабеть, а затем пожар скоро и совсем прекратился.
Знаменскую церковь посещали члены императорской фамилии, прихожанами храма были историк Николай Карамзин, воспитанники Царскосельского лицея и в их числе Александр Пушкин.
В 1830 г. А.С.Пушкин написал замечательное стихотворение, которое в глазах некоторых является таинственным, неразгаданным, но при своем символизме имеет самое близкое, непосредственное отношение к иконе Знамения и к сильному ее влиянию на поэта в его школьные годы:
"В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много...
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует Она.
Ея чела я помню покрывало,
И очи светлые, как небеса;
Но я вникал в ее беседы мало,
Меня смущала строгая краса
Ея чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса."
Перед началом Великой Отечественной войны Знаменская церковь оставалась единственной действующей в г. Пушкине. Официально она не закрывалась, и даже во время оккупации в ней происходили Богослужения. Перед отступлением немецкими захватчиками из храма были похищены большинство икон и церковной утвари. Вместе с музейными ценностями Екатерининского дворца была вывезена и икона Божией Матери "Знамение". Но чудотворный образ вернулся в Россию, и с 1946 года находится в церкви святого Апостола Евангелиста
Иоанна Богослова Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В августе 1942 года церковь перестала быть действующей. Опустевшая, разграбленная Знаменская церковь использовалась не по назначению.
В 1960-1962 годах она была отреставрирована. При восстановлении на основе архивных материалов, планов и сохранившихся чертежей архитектора П. Неелова воссоздан первоначальный архитектурный облик храма. Удалены все позднейшие пристройки, шпилю колокольни и куполу приданы прежние очертания. Вплоть до 1990-х годов в церкви размещалась контора мастерской объединения "Реставратор",
находившегося в ведении Екатерининского дворца-музея.
1991 году здание храма было возвращено верующим и 10 декабря 1991 года, в день иконы Божией Матери "Знамение", церковь была открыта для Богослужений.