Официальный сайт Пушкинского благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии

"О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь..."

 

В преддверии дня Казанской иконы Божией Матери - 21 июля, публикуем беседу протопресвитера Александра Шмемана о современном мире, феминистках и смысле почитания Девы Богородицы.   


Казанская икона Божией Матери - одна из самых почитаемых, в Царскосельском благочинии в её честь освящен храм в поселке Александровская, он завтра будет отмечать свой престольный праздник.

Однако, часто ли мы задумываемся над смыслом почитания Пресвятой Девы, в том числе и через Её иконы? Приводимая ниже беседа известного богослова протопресвитера Александра Шмемана, произнесённая в эфире радио "Свобода", помогает прояснить его:  

"Я убеждён, что не только верующие, но и неверующие, знают, какое огромное и совсем особое место занимает в вере и в жизни Церкви почитание Марии, Матери Иисуса Христа.

С самых древних времен церковное предание называет ее Божией Матерью, Богородицей, Пречистой, Пресвятой. Одна из самых распространенных, чаще всего повторяющихся церковных молитв величает её Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим, т.е. указывает, что Ей подобает большая честь, чем херувимам, и что объята Она неизмеримо большей славой, чем серафимы, как называет священное писание ангелов. Нет в церкви службы, почти нет молитвы, в которой не упоминалось бы Её имя. Как не упомянуть и о том, что ничем иным не пронизано всё христианское искусство, как Запада, так и Востока, как образом Матери с божественным Ребёнком на руках. Этот образ видим мы сразу входя в храм на самом почётном месте – около царских врат иконостаса. Перед ним так привычно видеть море огней горящих свечей, а если поднять взор выше, к апсиде над алтарём, как часто в Православных храмах можно увидеть образ Марии, стоящей в самом центре, являющей как бы сердце всего мира, и надпись над этим образом: «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».  На одной только Руси существовало свыше 300 чтимых или чудотворных икон Божией Матери, т.е. икон, окружённых исключительным почитанием. К ней неиссякаемой волной неслись молитвы, хвала, радость, просьбы о помощи,  совсем особая любовь.

Но, вот, в наши дни многие, даже, как говорится теперь, интересующиеся религией, приходящие от безбожия к вере, задают вопрос о смысле этого почитания матери Иисуса Христа. Оно для них несамоочевидно и даже как будто вызывает некие сомнения. Бог, Христос – это понятно, но, вот, не слишком ли много места отведено Марии? Не заслонил ли в народной религии образ Её – образ Её Сына? Не преувеличена ли эта хвала, эта любовь? А неверующие, а безбожники, а те, кто занят активным развенчанием религии – о них я не говорю. Для них весь культ, как они выражаются, культ Матери, культ девы - одно сплошное суеверие, пережитки, остатки древних религий с их почитанием матери сырой земли и рождающих сил природы. Поэтому так нужно сейчас объяснить подлинный смысл, подлинное содержание, подлинную направленность этого издревле идущего церковного прославления Той, Кто Сама про Себя сказала, согласно Евангельскому рассказу: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».

Я говорю попытаться, потому что сделать это, дать такое объяснение нелегко. В одном из церковных песнопений, посвящённых Деве Марии, сказано так: «Яко одушевленному Божиему Кивоту, да никакоже коснется рука скверны». Что в вольном переводе с церковнославянского значит: «Пусть не коснется нечистая рука одушевлённого жилища Божия». Чем выше, чище, святее, прекрасней то, о чём ты хочешь говорить, тем труднее. И до конца, думается мне, невозможно выразить словами, что увидела, что осознала, что полюбила и что с такой радостью, с такой любовью прославляет в этом единственном образе церковное сознание всех времен.

Есть, однако, ещё одна причина, побуждающая преодолеть это чувство невозможности и попытаться, пусть только намёками, приблизительно, но поведать о месте Матери Иисусовой в нашей вере и в нашем христианском опыте. Причина этого – новый интерес нашего мира, нашей цивилизации к женщине, к так называемой «проблеме женщины». Что-то произошло в мире, что может быть непонятно самим тем, кто об этом говорит и даже кричит, но что поставило женщину в центр внимания и, больше того, сделало предметом страстных, подчас ожесточённых споров. В некоторых странах возникли целые движения, поставившие себе цель – добиться женского освобождения. Положение женщины в мире, в обществе, вдруг стали осознавать как приниженное, женщину - как рабу. С другой же стороны, психология и психоанализ, связанные с именем Фройда, тоже в центре внимания поставили вопрос пола и половой жизни, а это значит - семьи, брака, половой морали и т.д. Кажется чего–то смутно ищет современность и в этом искании запуталось. Освобождение женщины, освобождение пола, права женщины в обществе, отвержение столь многими в наши дни сведения женщины только к роли жены, только к роли матери – все это, повторяю, требует от верующих, от нас, христиан, нашего свидетельства. Где же нам искать его в первую очередь, как не в образе Той Женщины, образом Которой, любовью Которой, преклонением перед Которой наполнена наша вера. Знание Которой составляло и составляет подлинно небесную, чистую радость нашей жизни.

«О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь»... «Радуйся, еюже радость воссияет» - о чём же и в чём эта радость, о чём это знание, откуда это преклонение? Может быть, если слабыми, всегда недостаточными словами человеческими, дать почувствовать хоть немного эту глубину почитания Божией Матери, что-то прояснится и в той зловещей и злой путанице, в которой мы живём, в том духовном и нравственном тупике, в который мы зашли..."